Назначение административного штрафа по ч. 1. ст. 5.27 КоАП РФ – прямая обязанность государственной трудовой инспекции

1428304633_depositphotos_51175645_m600_defaultКомпания не уплатила в установленный срок обязательные ежемесячные платежи страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в ПФ РФ и ФФОМС РФ в отношении работников (застрахованных лиц), состоящих в трудовых отношениях.
Государственная инспекция труда оштрафовала Компанию на 40 тыс. рублей по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда).

Компания обратилась в суд, с просьбой отменить Постановление инспектора, поскольку санкция по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде административного приостановления деятельности, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей.

Требования Компании: отменить Постановление Государственной инспекции труда о привлечении Компании к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Кто выиграл: Компания

Аргументы суда:
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

2. Инспектор государственной инспекции труда вправе назначить административное наказание по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа.

3. Судьями рассматриваются дела по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в случаях, если орган или должностное лицо передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

4. Судья рассматривает дело об административном правонарушении с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей (Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).

5. Правила подведомственности при рассмотрении дела государственным инспектором труда не нарушены. Постановление о привлечении Компании к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей правомерно.

6. В тоже время, срок привлечения Компании к административной ответственности истек, производство по настоящему делу об административном правонарушении возобновлено быть не может.

Решение суда: рассмотрение данного дела государственным инспектором труда не является нарушением правил подведомственности.

Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 24.04.2015 N 3-АД15-4.

P.S. Истечение срока исковой давности по привлечению к административной ответственности позволило Компании сберечь 40 тыс. рублей. Это частный случай.

Главный вывод Верховного Суда РФ заключается в другом – инспектор вправе штрафовать виновных лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Более того, правовая позиция Верховного Суда РФ в другом судебном решении по вопросу нарушения законодательства о труде и об охране труда более категорична.
В частности, каждый выявленный факт нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, который предусмотрен ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-12).

Например. Если будет доказана вина Компания в:
1) нарушении сроков выплаты заработной платы (ч. 6 ст. 136 ТК РФ):
2) нарушении сроков выплаты заработной платы при увольнении (ч. 5 ст. 80 ТК РФ);
3) незаключении письменного трудового договора с работником в письменной форме (ст. 67 ТК РФ),

Государственная инспекция труда вправе оштрафовать Компанию за вышеуказанные нарушения на 90 тыс. руб. (30 тыс. руб. х 3 состава админ. наруш.).
30 тыс. рублей – это нижний предел штрафа для юридических лиц по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа для юридических лиц по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ составляет от 30 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Похожие статьи